Психологическая помощь, отношение между психологом и пациентом

Психологическая помощь. Какой она должна быть

В настоящее время, когда в нашей стране психология становится все популярнее и популярнее, многие люди все чаще, при возникновении каких – либо проблем обращаются к психологу за психологической помощью. Однако не все знают, какой она должна быть, эта самая психологическая помощь. Данная статья поможет нашим читателям разобраться в тонкостях такого рода помощи.

Итак, психологическая помощь может быть двух типов: профессиональной и не профессиональной. Разница между ними не в эффективности.

Профессиональная психологическая помощь характеризуется следующими особенностями:

  1. Психолог опирается не на личный опыт, а на теоретические знания о личности, о ее развитии, об отношениях. Иными словами, психолог в своей работе опирается на теорию. Однако, наличие у психолога определенного жизненного опыта, пережитого им самим того или иного события является дополнительным ресурсом.
    Психолог может использовать свой опыт в работе или нет. Клиентам, в свою очередь, рекомендуется спрашивать у психолога не о том, сталкивался ли он с подобной ситуацией в своей жизни, а о том, умеет ли он с этим работать.
    Напротив, если же клиент интересуется подробностями частной жизни консультанта, психолог в праве ответить: «К сожалению, правила профессиональной этики запрещают мне предоставлять информацию личного характера». Если же клиент продолжает настаивать на своем вопросе, психолог , в свою очередь, интересуется почему это его так интересует.
  2. Эффективность психологической работы определяется не только методом, но и сеттингом (в переводе с англ. setting – «обстановка») и означает всю совокупность факторов , касающихся организации и процесса консультирования, кроме непосредственной работы. К сеттингу относится определенная обстановка кабинета психолога. Также сюда относятся и определенные отношения, которые возникают между психологом и клиентом в процессе консультирования, а также ограничения консультирования по времени и оплата консультирования.
  3. Как уже отмечалось выше, в процессе консультирования, между клиентом и психологом складываются определенные отношения. Существует два подхода к их описанию:
    Психологический подход – основное понятие перенос или transfer (англ.). В процессе психологической работы у клиента возникают мысли, фантазии, переживания, которые , как кажется самому клиенту, направлены на психолога, но на самом деле, связаны с каким – то значимым человеком из жизни клиента.
    Основное содержание психологического анализа – это анализ переноса. Аналитик, в данном случае, делает все, чтобы возник перенос. Это нереальные отношения между консультантом и клиентом.
    Гуманистический подход – в основе лежит идея психотерапевтического контакта. Считается, что в основе психотерапии лежат открытые, эмоционально – теплые отношения, построенные на доверии и безусловном понятии. Это означает то, что между психологом и клиентом создается интимный контакт. Психолог принимает клиента таким, кокой он есть.

В любом случае, предполагается, что отношения между психологом и клиентом выстраиваются в процессе работы. На начальном этапе консультирования никаких личных отношений быть не должно.