Психологическая помощь. Какой она должна быть?

В настоящее время, когда в нашей стране психология становится все популярнее и популярнее, многие люди все чаще, при возникновении каких – либо проблем обращаются к психологу за психологической помощью. Однако, не все знают какой она должна быть эта самая психологическая помощь.  Данная статья поможет нашим читателям разобраться в тонкостях такого рода помощи.

Итак, психологическая помощь может быть двух типов: профессиональной и не профессиональной. Разница между ними не в эффективности.

Профессиональная психологическая помощь характеризуется следующими особенностями:

1.Психолог опирается не на личный опыт, а на теоретические знания о личности, о ее развитии, об отношениях.  Иными словами, психолог в своей работе опирается на теорию. Однако, наличие у психолога определенного жизненного опыта, переживания им самим того или иного события является дополнительным ресурсом. Психолог может использовать свой опыт в работе или нет. Клиентам, в свою очередь, рекомендуется спрашивать у психолога не о том, сталкивался он с подобной ситуацией в своей жизни, а о том, умеет ли он с этим работать.

Напротив, если же клиент интересуется подробностями частной жизни консультанта, психолог  в праве ответить: «К сожалению, правила профессиональной этики запрещают мне предоставлять информацию личного характера».  Если же клиент продолжает настаивать на своем вопросе, психолог , в свою очередь, интересуется почему это его так интересует.

2.Эффективность психологической работы определяется не только методом, но и сеттингом (в переводе с англ. setting – «обстановка») и означает всю совокупность факторов , касающихся организации и процесса консультирования, кроме непосредственной работы. К сеттингу относится определенная обстановка кабинета психолога. Также сюда относятся и определенные отношения, которые возникают между психологом и клиентом в процессе консультирования, а также ограничения консультирования по времени и оплата консультирования.

3.Как уже отмечалось выше, в процессе консультирования, между клиентом и психологом складываются определенные отношения. Существует два подхода к их описанию:

Психологический подход – основное понятие перенос или transfer. В процессе психологической работы у клиента возникают мысли, фантазии, переживания, которые , как кажется самому клиенту, направлены на психолога, но на самом деле, связаны с каким – то значимым человеком из жизни клиента.

Основное содержание психологического анализа – это анализ переноса. Аналитик, в данном случае, делает все, чтобы возник перенос.  Это нереальные отношения между консультантом и клиентом.

Гуманистический подход – в основе лежит идея психотерапевтического контакта.  Считается, что в основе психотерапии лежат открытые, эмоционально – теплые отношения, построенные на доверии и безусловном понятии. Это означает то, что между психологом и клиентом создается интимный контакт. Психолог принимает клиента таким, кокой он есть.

В любом случае, предполагается, что отношения между психологом и клиентом выстраиваются в процессе работы. На начальном этапе консультирования никаких личных отношений быть не должно.

Автор: Маруся 

Обсуждение