Предпосылки нравственного развития в детском возрасте

Ребенок от рождения становится членом общества. Его врожденные потребности удовлетворяются социально обусловленными способами, она включается в общение с окружающими людьми — носителями общественно выработанных образцов поведения, которые передают малышу свой опыт, аккумулирующий достояние всех предыдущих поколений человечества. Социальная жизнь людей строится по определенным нормам их взаимоотношений, которые консолидируют общество, обеспечивают его существование. Усвоение этих норм составляет одно из направлений долгого и сложного процесса развития личности ребенка. Зрелая личность, как социальное существо, действует на пользу другим людям, а те в свою очередь заботятся о ней.

В детском возрасте закладываются предпосылки усвоение этических норм ребенком. Первой школой таких норм выступает общение с близким взрослым. Взрослый выражает ребенку свою любовь, заботится о ней. С первых дней жизни ребенок переживает свою связь с взрослым, зависимость от него в удовлетворении своих жизненно важных потребностей. На этой основе в первом полугодии у ребенка развивается потребность в общении с взрослым, в получении положительных переживаний под влиянием его ласковых обращений. При удовлетворении потребности малыша в непосредственно-эмоциональных контактах с взрослым, у него возникает веселое и бодрое настроение, повышается психическая активность в форме любознательности, внимания, сосредоточения.

Постепенно ребенку открывается определенная динамика эмоциональных контактов в ходе общения с взрослым. Она чутко реагирует на изменения в настроении взрослого, выраженные эмоциональным тоном его речи, мимикой и жестами. В ситуациях, когда уход за малышом происходит должным образом, взрослый радуется, одобряет действия ребенка. Если во время купания или одевания малыш ведет себя спокойно, не кричит, не плачет, это вызывает ласковые и одобрительные слова взрослого. Если ребенок капризничает, вертится, то у взрослого возникает недовольное выражение лица, эмоциональный тон речи меняется на строгий и требовательный. Так ребенок начинает реагировать на требования взрослого, стремясь продлить период хорошего настроения взрослого, еще и еще раз вызвать его ласковое одобрение и избегать моментов, когда взрослый сердится, имеет мрачное настроение.

Со второго полугодия малыш начинает понимать слова взрослого. Он реагирует на запреты, сопровождаемые строгим тоном и мимикой взрослого отказом от действий, не получили одобрения. Ребенок тянется к стеклянной вазы, но взрослый говорит «нельзя» — и она забирает ручки. А вот вазу в руках мамы можно рассмотреть, прикоснуться к ее поверхности пальчиками. Шаг за шагом по поведению ребенка отсеиваются действия, вызывающие недовольство взрослого, производятся социально одобряемые способы действий. Значительно расширяет возможности усвоения таких способов способность ребенка конце детского возраста выполнять действия под влиянием просьбе взрослого: «Наклоны головку» (чтобы легче надеть шапочку), «Поздоровайся с бабушкой» (малыш поднимает ручку).

Так закладываются основы дальнейшего формирования послушания у детей, как их способности принимать и выполнять требования взрослых, отражающие этические нормы человеческого общежития.

Заключение об особенностях нравственного развития младенца:

- Нравственное развитие составляет важное направление формирования личности ребенка и заключается в усвоении ребенком норм взаимоотношений с окружающими;

- В детском возрасте закладываются предпосылки усвоение этических норм, состоящие в ориентации поведения ребенка в эмоционально-положительное отношение взрослого;

- Появление понимания речи взрослого позволяет выработать у ребенка элементарные формы этики.

Обсуждение